КАТХАК в Днепропетровске.

   С сентября 1999 года мной был организован в городе Днепропетровске суколлектив классического индийского танца под названием "Катхак". Он просуществовал до конца 2004 года.
   Так почему же этот интересный стиль индийского танца нельзя назвать популярным?
   Именно, "возможность выступить и показать себя", даже, заплатив за собственное выступление, привлекает множество людей в переполненные группы популярной хореографии.
А вот изучающие Катхак, наоборот, из-за поэтапной и сложной системы обучения  "КАТХАКу" не способны в первые 2 года обучения, выступать с классическим репертуаром. Этот стиль, как и другие классические стили индийского танца можно назвать "искусством избранных".
   Несмотря на то, что возрастных ограничений в "КАТХАКе" нет, существуют строгие требования к состоянию здоровья и физической форме исполнителя. Лишний вес, проблемы с вестибулярным аппаратом и артериальным давлением, заболевания ног - все это не позволит стать хорошим исполнителем.
   Если вы увидите в рекламе обучения Катхаку обещания избавиться от всех болезней, снизить вес и стать сексуально привлекательной - вас откровенно обманывают.
Вы уже должны быть такой - стройной и красивой, следящей за своим весом, с тонким музыкальным слухом, чувством ритма, без болезней и дефектов тела и при этом иметь развитой интеллект и хорошее воспитание.  Также обязательны регулярные занятия с учителем и самостоятельные занятия. Вы должны стать живым произведением искусства - ведь исполнительниц танца в Индии считают вопролощением божественной энергии и каждую называют Богиня.
. Безусловно, воспитание, полученное в семье, здоровый образ жизни исполнителя, его психологическое здоровье - эти факторы влияют на восприимчивость и передачу утонченных эмоциональных переживаний. Так как герои большинства танцевальных сюжетов - Боги древнеиндийской мифологии. Исполнители как правило не демонстрируют себя -, зрителя должно восхитить божественное искусство.
   Высшее музыкальное образование и наличие успехов в других видах хореографии, зачастую не помогает в освоении новой, построенной по другому принципу музыкальной и хореографической системы, а, зачастую является препятствием в обучении. Если с доверчивого возраста, под наблюдением опытных педагогов, вы выросли в одаренную и признанную звезду, если вы уже вкусили плоды славы и заслуженного почитания внутри определенной системыобразования (как вам говорили - "самой лучшей и самой правильной"),  вам будет трудно снова вернуться в детство и признавать в течение многих лет свои ошибочные действия.
    Еще раз подчеркну, что "КАТХАК" не может являться частью массовой культуры. В Индии, исторически сложилось так, что искусствами могли заниматься образованные слои общества. Люди, освобожденные своим положением от других видов деятельности, или имеющие налаженный семейный бизнес, положение в правительстве или немалое состояние, отдавали своих детей, наряду со специальным образованием, на обучение нескольким видам искусств к известнейшим мастерам. Зачастую и правительство и знать были меценатами и покровителями развития искусств.
   Однако, нет такого вида искусств Индии, который бы позволил человеку выразить свой творческий потенциал моментально, не требуя многолетнего предварительного обучения. В традиционно индийских семьях, дети, подчиняясь решениям родителей, получают хорошее образование. Результатом этих прилежных занятий становится мастерство в различных сферах деятельности. Приобретенные навыки каждого вида искусств оцениваются умелыми мастерами по строгим правилам, передающимся веками из поколения в поколения.
    Искусство Индии было и остается связанным с религией. До сих пор существуют священные места Индии, куда вход белым (не индусам) запрещен. Именно поэтому, всего несколько десятилетий, как к обучению искусствам стали допускать «чужестранцев». Из-за сложности учебной программы и высокой стоимости обучения, не каждый желающий может позволить себе брать уроки у индийского Гуру. А последние годы, интерес индийцев к западной культуре и ее пропаганда в Индии заметно превышает обратный процесс - интерес мира к сокровищнице индийского искусства.
    "Индийский танец" - называют у нас все индообразное. В самой Индии танец делится на 3 категории:
1-я категория - "Классический танец": храмовые - Бхарата-Натьям, Кучипуди, Мохиниаттам, Манипури, Одисси и сценический - Катхак.
Основа общая - "Натья шастра", сюжеты - религиозные (все действующие лица - герои эпоса)  или просто чистый классический танец. Тексты песен на санскрите. (Есть отдельно - полуклассические произведения, но это сделано для привлечения к обучению местного населения.)
В каждом стиле есть несколько направлений. Каждое направление имеет школу - отличаются особенности исполнения, при, практически одинаковой, теории. Естественно, обучение абсолютно систематизировано. Не говоря уже о том, что часть школ использует музыкальную систему Хиндустани, а часть - Карнатакскую.
    Сегодня из всех классических направлений выделилась еще одна форма классического танца - стилизация классического танца. Это авангадное направление существует и в самой Индии и в среде любителей классики Индии во всем мире. Как правило, в композиции соединяются несколько стилей или изменяются нерушимые правила одного стиля или его направления.
    Не всегда стилизацию нужно называть полностью неквалифицированной имитацией стиля или бездарным синтезом стилей. И, не обязательно стилизацию исполняют обучившиеся по видеокассетам дилетанты. Иногда к этому способу выражения идеи прибегают и признанные исполнители.
2-я категория - "Народный танец" - танец определенной местности. Танец штата Орисса не похож на Пенджабский, так же, как и в Украине, гуцульский танец отличается от народного танца центральной части Украины.Сюжеты - бытовые. Тексты песен на языке данной местности: хинди, бенгали, маратхи и т.д. Есть смысл танцевать эти простые танцы, если Вы знаете язык, чувствительны и эмоциональны, умеете гармонично использовать жесты, которые прочно вошли в обыденную жизнь индусов, а для нас не являются традиционными. Как правило, движения не сложные, но, эмоции помогают исполнителю донести смысл танца до зрителя, не знающего языка. Очень сложно встретить среди "народных" постановок местных хореографов, действительно народный танец под фонограмму народной песни.
3-я категория - "Фильмовый танец" - танец индийского кино и эстрады. Наиболее знаком телезрителям и считается многими - единственным стилем индийского танца, хотя даже не является городской разновидностью народного танца. Движения народные + простейшие классические + арабские + танец живота + диско + брэйк + все остальные стили. Тексты на хинди и(или) английском. Этот вариант наиболее рспространен в любительских коллективах и считается многими народным, хотя не имеет к народному танцу никакого отношения. В странах бывшего Советского Союза сложилась забавная традиция - любители индийского кино учат фильмовые танцы по видеокассетам и тут-же создают группы по обучению "индийскому танцу" в собственной интерпретации. Однако такие коллективы очень распространены, многочислены и популярны не меньше сеансов Кашпировского - "хореографы", как правило, обещают своим ученикам мгновенный оздоровительный эффект!

   Появившись в Днепропетровске, неизвестный классический индийский стиль Катхак,  не нашел ни поклонников, ни спонсоров. Сразу появились опасения у христиански настроенных обывателей - не новая ли это секта? Представители проиндийских религиозных организации, убедившись, что учиться этому виду танца долго, а помогать им в сборе денег на личные нужды никто не будет, сразу потеряли интерес к колективу. Теософские общества и кружки "йоги" сразу подметили в танце "не ту энергию". Представители вершины хореографической элиты города, привыкшие к художественной самодеятельности и легко понятным выражениям хореографического эротизма, не восприняли всерьез появление нового коллектива.В альбом

   Несмотря на достаточно высокий уровень исполнения среди танцоров КАТХАКа в СНГ, заслуженно высокую оценку коллектив получил только от специалистов этой области искусств. Этим я и остаемся удовлетворена. Основное положительное впечатление на зрителей обычно производят милые веселые лица танцовщиц, красочные костюмы и приятная музыка.   

    Как создатель коллектива, я взяла на себя смелость проводить выступления только с просветительской и благотворительной целью и отказаться от участия коллектива в таких мероприятиях, как выступления в развлекательных заведениях, продающих горячительные напитки, как реклама деятельности религиозных организаций, и других, не имеющих отношения к искусству

Естественно, далеко не все мои ученики разделил мое желание бесплатных выступлений. Многие были готовые сменить классический костюм на более откровенный и выступать в ночных клубах в программах вместе с топлесом и стриптизом. Возможно, они и делают это сейчас, но лично я не имею к этому никакого отношения.

   Организованная мной школа танца - "КАТХАК" за все время ее существования не принадлежала ни к каким религиозным течениям и не являлась частью пирамидальных структур.

Изучение танца дает практические актерские и хореографические навыки, эмоциональное понимание философских аспектов древнеиндийской культуры Индуизма.
   Я не делаю акцент на вероисповедание учащихся. Занимавшиеся в танцевальном коллективе «Катхак» некоторые причисляли себя к традиционным вероисповеданиям, некоторые - к нетрадиционным, были и атеисты. Но, на результаты обучения, В ДАННОЙ ШКОЛЕ аспект вероисповедания не оказывает никакого влияния.

   Обучаясь в группе или индивидуально, по адаптированной авторской методике, после освоения программы 2-х летнего начального обучения, учащиеся входят в основной выступающий состав коллектива "КАТХАК".
   Я преподаю для исполнения только хореографические композиции в стиле классического индийского балета КАТХАК на музыкальные произведения, созданные в Академии КАТХАКа Бирджу Махараджа (версии города Лакхнау, Индия) и классические композиции на основе музыкальных произведений извествейших музыкантов индийской традиционной музыки. Коллектив КАТХАК никогда не исполнял народные танцы и танцы из индийских кинофильмов и не занимается синтезом танцевальных стилей.

   Несколько лет, я с коллективом выступала в детских домах нашего города. Но с каждым годом было заметно, что дисциплина в этих учереждениях опускается до уровня обычной средней школы, гостям не очень рады, директоров часто меняют, в том числе и  за растрату средств, а красивые дорогие подарки от вино-водочных магнаЗанимавшиеся вов, лишивших этих детей семьи, этим-же  детям намного интереснее, чем культурные программы. Теперь не только в каждой средней школе, но и практически в каждом детском доме девочки танцуют танец живота в соответствующих костюмах.

Да и ученицы мои, прекратившие уроки,  стали очень взрослыми, вышли замуж, родили и вырастили детей. Они хотели бы возобновить уроки и возродить коллектив... Но я не готова снова прикладывать гигантские усилия чтобы раздувать еле теплящийся огонек интереса к культуре в их умах.


Поэтому обучение я полностью готова перевести в заочную форму, путем публикации видеозаписей на этом сайте. И это избавит меня от кастинга учеников, от договор с недобросовествиными директорами ДК и хозяевами танцевальных залов и от постоянного повторения базы с теми, кто не хочет ее довести до совершенства самостоятельно.

 

Найти: на kathak-lucknow.narod.ru на Народ.Ру на Яндексе
Web-design


 

 


АФИША

НАШ АДРЕС

ГОСТЕВАЯ КНИГА
ИСТОРИЯ СТИЛЯ КАТХАК
МАСТЕРА-ИСПОЛНИТЕЛИ КАТХАКА
МОЙ УЧИТЕЛЬ
ГОПТРИ ДЕВИ
КАТХАК В ДНЕПРОПЕТРОВСКЕ
МОЛОДЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ
ВЫСТУПЛЕНИЯ
ВИДЕОСЮЖЕТЫ
индийский костюм
вегетарианские кулинарные рецепты
Магазин - только для учеников
Учебник языка САНСКРИТ
Учебник языка ХИНДИ
Теория европейской и индийской музыки
Древнеиндийская поэзия на русском языке
ЛИТЕРАТУРА


 

 

 

 

 

НА НАРОД!!!

 
Hosted by uCoz