Немного из истории
североиндийского классического танца "КАТХАК".

(Эта информация предоставлена Культурным центром им. Дж.Неру при Посольстве Республики Индия в России,
г. Москва, 1999 г. ,
ииллюстрации - открытки с репродукциями картин изданных ИСККОН в альбоме "Krishna Art",
картины индийских художников,
фотографии с некоторых сайтов интернета -  сайты упоминаются  на странице ссылок,
информация используется не для получения прибыли. )

    Катхак - одно из направлений индийского классического танца, особенно популярного на севере Индии. В этом стиле отразился сложный процесс индо-мусульманского синтеза. "Катха" на языке хинди означает рассказ, история, а "Катхак" - рассказчик. В прошлом "катхаками" называли представителей касты певцов-сказителей ("катха кахе со катхак"- "тот, кто рассказывает историю"), служивших при храмах Северной Индии. Жрецы в храмах рассказывали простым людям древнеиндийские эпические поэмы (Рамаяна, Махабхарата), сопровождая свой рассказ пением, жестами, выразительной мимикой и танцевальными движениями. В основе своей КАТХАК содержит "Натьяшастру" Бхараты (санскритский "Трактат о театральном искусстве" датируемый 1-ми в. н.э.).

    Во время исламского владычества мусульмане разрушили множество индуистских храмов. Они заставляли индусов принимать ислам, принуждали исполнителей Катхака танцевать при дворе своего императора, которого индийцы называли Badshakh. ("плохой шах"). Изменяется смысловая направленность Катхака: вместо восхваления богов, жрецы были вынуждены восхвалять шаха. Танец стал терять свое духовное содержание, место которого заняла открытая чувственность. Религиозные сюжеты сменились светскими. В этот период жрецы стали обучать искусству Катхака женщин. Танцовщицы должны были развлекать шаха и его гостей, одновременно разливая вино из высоких кувшинов и танцуя. Поскольку руки женщин были заняты, особое внимание стало уделяться мимике лица и движению ног танцовщиц.

Кришна – пастух 

       В передаче выражений лица, КАТХАК является прекрасной противоположностью таким южноиндийским стилям, как КАТХАКАЛИ и БХАРАТА-НАТЬЯМ, у которых мимика сильнее и утрировано выразительнее. Утонченные манеры присущие КАТХАКу - отличающая его скрытая красота. Танец приобрел ритмичность ("Tarana"), ставшую характерной особенностью техники Катхака. Неотъемлемым аксессуаром танцевального костюма становятся gunghru. На щиколотках у танцоров их так много, как ни в одном другом стиле. Танцор выстукивает ступнями целый ряд ритмичных звуковых вариаций. Ритм - наиболее богатый и выразительный элемент КАТХАКа. В одном только танце, входящем в театрализованное представление, таких ритмических построений насчитывается более 100. 
    К концу XVIII века влияние мусульманской культуры усиливается, в Катхаке получают распространение сюжеты, заимствованные из пакистанской литературы и урду. Приверженность индийским традициям жестоко преследуется правителями. Танцовщикам запрещается использовать персонажи древнеиндийской мифологии (за исключением Кришны), а также употреблять язык хинди для обозначения танцевальных терминов.


Господь Рама и Хануман 

   
Радха и Кришна
на качелях.
 

Представители местной знати ("Nawabs" и "Amirs"), следуя порядкам, установленным завоевателями, приглашают исполнителей Катхака в свои дворцы, чтобы те обучали их жен и наложниц... Королевский двор лишил храмы привилегий быть центрами покровительства искусству. Это освободило КАТХАК от рамок храмового ритуала и способствовало его развитию в относительно гибкий стиль классического танца.
Позднее, во времена британской колонизации, индийская культура приходит в полный упадок. Захватчики занимаются разграблением древних сокровищ и эксплуатацией простых индийцев. Их эстетические вкусы не слишком отличаются от вкусов "Badshakh". Происходит профанация высокого искусства. Танцовщики и музыканты выступают в сомнительных заведениях, их профессиональный уровень резко снижается...

    В 30-е годы XIX века усиливается национально-освободительная борьба индийского народа. Прогрессивно мыслящие индийцы хотят возродить культурные традиции своего народа, вернуть утраченную духовность. В этот период открываются специальные институты, в которых студенты изучают классическое индийское искусство. Благодаря их усилиям, и простолюдины и представители высших сословий начали изучать древние индийские танцы и музыку. К концу XIX в. КАТХАК прочно укоренился как единственная форма классического танца Северной Индии, его популярность вышла далеко за штаты Уттар Прадеш и Раджастан, охватив штаты Мадхья Прадеш, Кашмир, Бихар и Гуджарат. 

 

 

    КАТХАК, как его исполняют в Индии в настоящее время, состоит из 2-х частей: 1-я (нритта) - чистый танец занимает в КАТХАКе основное место. Цель его - демонстрация красоты и грации движения, сложных ритмических рисунков. В отличие от других индийских классических танцев, исполнитель не выставляет согнутые в коленях ноги вперед и в стороны и не совершает глубоких наклонов тела. Жесты (хасты) выстраиваются так, как это естественно получилось бы у любого человека. Поэтому даже неподготовленные зрители могут понять, что хочет выразить танцор стиля КАТХАК.

    Прекрасное исполнение пируэтов - мерило мастерства исполнителя КАТХАК. Танцор должен в быстром темпе совершать многократные движения вокруг вертикальной оси. Пируэтов может быть очень много, начинаясь на одном месте, они продолжаются по всему сценическому кругу.
   2-я: (нритья) - состоит из танца, песни и пантомимы. Песня, исполняемая в составе оркестра, находит свой пластический вариант в жестах, позах, мимике танцовщика. В вокальный репертуар входят религиозные песни индийцев - дхурупад и киртон, лирические - газель, тхумри, вандана, стота, дадра и др.

 

    В наши дни Катхак испытывает второе рождение. Благодаря гениальности индийского народа, КАТХАК соединил и взаимно обогатил традиции индуистского храма и мусульманского двора. Он исполняется на сцене и в храмах, широко известен во многих странах мира. Проводятся фестивали Катхака. Все это служит ярким примером того, что искусство Катхак, преследующее высокие цели,обладает большим духовным потенциалом и приобщает личность к всестороннему познанию мира.
   
Центры изучения стиля КАТХАК существуют во всем мире и в этом легко можно убедиться на страницах Интернета.

 
 

 

Найти: на kathak-lucknow.narod.ru на Народ.Ру на Яндексе
Web-design


 

 


АФИША

НАШ АДРЕС

ГОСТЕВАЯ КНИГА
ИСТОРИЯ СТИЛЯ КАТХАК
МАСТЕРА-ИСПОЛНИТЕЛИ КАТХАКА
МОЙ УЧИТЕЛЬ
ГОПТРИ ДЕВИ
КАТХАК В ДНЕПРОПЕТРОВСКЕ
МОЛОДЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ
ВЫСТУПЛЕНИЯ
ВИДЕОСЮЖЕТЫ
индийский костюм
вегетарианские кулинарные рецепты
Магазин - только для учеников
Учебник языка САНСКРИТ
Учебник языка ХИНДИ
Теория европейской и индийской музыки
Древнеиндийская поэзия на русском языке
ЛИТЕРАТУРА


 

 

 

 

 

НА НАРОД!!!

 
Hosted by uCoz