Арти Александер
"Энциклопедия сари".

Представляю Вашему вниманию книгу, аналогов которой в РФ еще не было. Она была издана в год Миллениума, ее презентация с успехом прошла в Консульстве РФ в Мумбаи. Тираж разошелся почти мгновенно. Теперь автор любезно предоставил для ознакомления этот фундаментальным труд! Публикация будет производиться постепенно, по мере поступления и верстки материала.

Англоговорящие интернет-дайверы , интересующиеся этим вопросом уже давно  открыли для себя сайты индийских производителей одежды. Но, все остальные наконец-то дождались Гуру в этой области и в своем отечестве.

СОДЕРЖАНИЕ

  • Предисловие к русскому изданию

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

  • Мир сари
  • Что такое сари
  • Нижняя юбка под сари
  • Рекомендации по изменению цвета сари
  • Блузки
  • Драпировка сари
  • Драпировка: край сари
  • Длина сари при драпировке

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

  • Сари по-горски
  • Свадебное сари и украшения
  • Сари Кералы и Манипура
  • Сари Махараштры
  • Бенаресские сари
  • Сари Карнатаки
  • Сари Непала
  • Сари Гуджарата
  • Сари Ланки
  • Южно-индийские сари
  • Сари с рисунком золотой пыльцой
  • Сари ордена Матери Терезы
  • "Кшатрийские" сари
  • Народный стиль

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

  • Как и где покупать сари
  • Особенности цветов
  • Если Вы хотите одеться "со значением"
  • Цвета
  • Выбор цвета
  • Что делать если ...
  • Как сделать что-нибудь индийское в стиле сари
  • Использование материала сари на блузку

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

  • Коллекционные сари
  • Сари зимой
  • Этикет сари
  • Ткани, сотканные руками
  • Современные ткани
  • Все о сари
  • Сари глазами европейцев

ЧАСТЬ ПЯТАЯ

  • Ногти
  • Индийский "пирсинг" Севера и Юга
  • Косметика: каджал
  • Традиция "мехенди"
  • Бинди
  • Коррекция с помощью бинди
  • Масло и эссенция для волос
  • Прически

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ

  • Украшения: история
  • Описание традиционных украшений
  • Браслеты: Юг
  • Браслеты: Север
  • Надписи на браслетах
  • Разновидности браслетов
  • Правила ношения
  • Украшения в "индийском стиле"

ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ

  • Индийская жизнь
  • Манеры
  • Некоторые рекомендации по этикету
  • Шали, накидки
  • Как одевается "чадор"
  • Одежда индийских островов и поселений
  • Разные виды лунги
  • Саронг
  • Парео - мода островов
  • Дхоти
  • Фулкари
  • Название драпировок сари
  • Индийская мозаика
  • Бхарат-натьям
  • Одисси
  • Манипур
  • Катхак
  • Катхакали
  • Якшагана
  • "Индийский балет"
  • Тантра
  • Прошлое и Будущее (послесловие редакции)
  • Клуб сари

 



От авторов

В ваших руках прекрасное сари. Но вы пока не знаете что с ним делать? Как его правильно одевать или использовать в дизайне Вашего дома... Мы поможем Вам бесплатным советом.
Консультации и многое другое не менее интересное: по телефону в Москве 8-926-228-15-93 или E-mail Odd-Loki@yandex.ru


ДОРОГОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ БЛУЗКИ

Если Ваш выбор пал на роскошный и супер-дорогой дорогой материал для блузки-чоли (так называемая "сари-блауз", на севере Индии) - постарайтесь обойтись без дополнительных деталей и украшений.

Дорогой и красивый материал - хорош сам по себе. Если его количество мало - сшейте простую блузку с укороченными рукавами, или вовсе без них - в случае, если ткани не хватило. Можно сделать рукава из однотонного шифона, подходящего по цвету блузки. По низу рукавов достаточно пришить тонкую кайму - бейку из остатков дорогого материала. Тогда рукава из шифона будут выглядеть не дополнением, а частью задуманного дизайна вашей модели блузки.

При острой нехватке ткани и желании во чтобы то ни стало что-то сшить из нее - попробуйте выкроить открытую блузку, похожую на обычную укороченную маечку. Без рукавов, спереди на индийской застежке, можно с пуговками, их может быть много. Эти пуговки можно обтянуть тканью, и застегивать их на "воздушные петли" из того же материала. Смотрится вполне современно, даже как вечерний вариант и "на выход".

Спинку этой блузки можно выкроить (при нехватке ткани на цельный крой) из нескольких кусочков. Например - с "кокеткой" на верхней части спинки, или с вертикальным швом по центру спины. Смотрите сами, как удобней.

Используйте для обработки края декоративное дополнение - готовую "косую бейку". Но ее цвет не должен перебивать основной цвет блузки, сочетание должно быть предельно "мягким". Это условие обязательно только для очень красивых и дорогих тканей. Все остальное можно дополнять как и чем угодно - в этническом и другом стиле (бусинки, тесьма с подвесками, блестки, вышивки... и т.д.).

Другой вариант блузки - при недостатке материала, сделать открытую полностью спинку на шнуровке. Или воспользуйтесь способом - комбинирования. Если дорогого материала хватает только на рукава - сделайте остальное из другой подходящей по цвету ткани. Необязательно по цвету блузки - можно выбирать к основным цветам, или его кайме, если она имеется.

Если материала достаточно, постарайтесь показать его истинную красоту - сделав немного длиннее рукава. Тогда эта ткань становится "более заметной", ведь сари скрывает большую часть вашей блузки, особенно впереди.

Рукав в "три четверти" снова вошел в современную моду и будет весьма кстати в этой модели. Необязательно пришивать рукав полностью, верх плеча может быть открыт небольшим вырезом (прямо по шву рукава, это очень просто сделать!) весьма модным сейчас в европейской одежде. Возможно, с таким вырезом будет менее жарко, чем с просто - длинным. Тем более, в этой модели лучше смотрится именно гладко прилегающий рукав, а не слишком свободный. "Фонарик" и другие рукава - хороши из ткани "парча", но требуют индивидуального подхода и рассмотрения - с каким именно сари это будут носить.

Красоту материала неплохо подчеркнет и "строгая" (закрытая или открытая лишь немного) спинка блузки. Если ткань - не гладкая, и не однотонная. Рисунок и особая фактура требуют некоторой цельности, плавности линий и объемности.

Если Вы очень стройны и ваша блузка шьется как крошечный легкий топик, трудно будет разглядеть и саму ткань, и ее рисунок - от него мало что останется. Так что если Вы не поклонница непременно открытых, вечерних или экстравагантных моделей, поддайтесь разнообразию - придумайте что-нибудь "этакое" - классическое. Ведь чем больше закрыто - тем больше загадок. Станьте таинственной, застенчивой или скромной незнакомкой.

Необходимо иметь одежду на все случаи жизни. Думаю, такая блузка не будет бесполезно пылиться на вашей полке. Вообще, разнообразие порой спасает от обыденности, так что иногда стоит немного поэкспериментировать


ДРАПИРОВКА САРИ

Появившиеся "ниоткуда" индийское сари, имеющее бесконечное количество вариантов, подобное знаменитому "бесконечному одеянию" Драупади: - пройдя сквозь Время, сегодня все также завоевывает сердца наших современниц.

Цельную, не сшитую одежду, носили еще в начале этой эры, в виде юбки со складками спереди, обертываемой вокруг бедер. С "чоли", или без нее - когда блузку заменяла накидка "дупатта". Чаще она просто накидывалась на грудь, а оба ее свободных конца ложились на плечи и за спину.

Самая первая одежда была однотонной, иногда с "переливом" цвета (неравномерной окраской растительными красителями). Позже ее стали тщательно раскрашивать раковинами "каури", бахромой из той же или другой ткани, кистями - на концах "дупатты", каймой и вышивкой - сделанной ручным способом.....

Свободный край сари, лежащий на плече, чаще всего именуется "паллу".

"Паллу", который для простоты в этой книге назван "краем" сари, или "платком", всегда находится во внешней части драпировки. В складках, или просто на плече, на голове, обернутый вокруг пояса, или как угодно еще.

Окантовка сари по краям - наиболее заметные элементы дизайна. Но есть сари без каймы и "паллу". Если сари не имеет их, вероятнее всего такой стиль делает акцент на другие украшения. Например - старинные серьги и браслеты.

Кофточку можно также вышить зеркальцами или бисером. А чтобы украшения никогда не мешали друг другу, подбирайте цвета, близкие к цвету ткани, а не контрастные.

Внутренний конец сари является основой всего сари, он - начало всей драпировки и он держит сари - либо заложенный за пояс нижней юбки, либо завязанный в узел - когда сари одевают без нее.

Большая часть сари - его основа, "поле", она же составляет складки, "веер" и как бы "вторую юбку" поверх нижней.


СКЛАДКИ

Их количество и вид подбираются в зависимости от общей длины

сари, и от его дизайна.

Пышнее выглядят многочисленные мелкие складки, при этом лучше иметь сари длиннее стандартной длины. Они не подойдут - если талия и живот не обладают особой стройностью, мелкие складки только прибавят лишний объем такой талии, а вид сбоку и вовсе испортит внешнее впечатление.

Помните, что мелкие складки плохо держат форму, легко путаются и требуют умения их носить. Глубокие надежны и не увеличивают талию.

КОЛИЧЕСТВО

Минимум складок - пять, для стандартного или немного большей длины сари.

Если складки достаточно глубокие - они до конца дня сохранятся в нужном порядке. Если Вы сидели, при вставании материал ляжет в желаемом направлении. И пять складок - в любом случае легче поправить, чем десять.

Если необходимо показать в лучшем виде дизайн сари - это относится больше к его нижнему краю, подолу. В случае если нижний край имеет не сплошную кайму, а одиночные вышивки, вставки, рисунок на ткани, узоры и т. д: неправильно уложенные складки скроют в глубине часть этих красивых деталей. Если для Вас важно - наоборот, сделать их заметными, одеваясь, смотрите в зеркало. При этом укладывайте складки так, чтобы желаемое было снаружи, а не внутри их. В случае, если никак не получается, или у Вас пока нет навыка, не беспокойтесь - при ходьбе или сидя Вы все равно сможете продемонстрировать красоту сари и его деталей. Другой способ - немного раздвинуть складки (создать небольшое расстояние между ними) на поясе.

1-й способ - когда складки точно лежат одна над другой ("стопка") хорош для коротких по длине (если длина Вас не устраивает) сари, позволяя "углубить" складки и держать их форму. Но такой способ требует подтянутого, плотно облегающего талию шнурка и не скользящего материала нижней юбки. Такие складки могут сделать живот чуть-чуть полнее, но не намного;

2-й способ - когда между складками одинаковое расстояние ("ступени");

3-й способ - когда расстояние от первой складки к последней уменьшается - "виток раковины" (самый древний).

Особых правил относительно числа складок нет, большинство предпочитают нечетное количество. Заложены они налево или направо - решается индивидуально, по принципу - как удобней.

При 2-м способе глубина складок может также неравномерной (это останется незаметным для вашей талии), если того требует дизайн вашего сари.

Будьте терпеливы и имейте свободное время, чтобы правильно и красиво одеться. Пусть это получится не с первого раза, научитесь - постепенно. Каждое сари имеет свой характер....Обретите гармонию.

Все вышеописанные складки относятся к самому простому, классическому стилю драпировки. Есть более сложные способы - смотрите раздел "драпировка", "стили". К ним лучше переходить тем, кто уже научился справляться с простыми видами и хочет разнообразия.

Более сложные способы требуют особых случаев для ношения, а также подходящих именно для этого - сари, особенно - длины. Некоторые сари имеют длину 8-9 метров, а иногда она достигает 12 метров!


ДЛИНА САРИ ПРИ ДРАПИРОВКЕ

В этом прежде всего следует обратить внимание на особенности Вашего характера, умения держаться, носить сари и т.д. Также места желаемых посещений и Вашей профессии.

Строгий стиль не допускает - короткое ношение сари. Но и очень длинный подол, лежащий на полу, создаст Вам неудобства.

Определите высоту подъема по вашей обуви и походке. Помните, что очень длинный подол уместен в среде людей религиозного характера и малоподвижных, а более короткий - у людей творческих профессий. Это связано с профессиональными и жизненными потребностями. В храме, на сцене во время танца или в художественной студии и т. д...- они различны. В случае срочной необходимости сари совершенно нетрудно незаметно для окружающих опустить ниже. Поднять - сложнее, в этом случае могу посоветовать для начала элегантно придерживать подол одной рукой - немного приподнимая сари, не более того. Чтобы передрапировать сари в неудобных условиях нужен определенный навык, не рискуйте, если Вы им еще не обладаете.


СВАДЕБНОЕ САРИ И УКРАШЕНИЯ

Цвета в основном красный, более редко, на Юге - зеленый.

Материал разнообразный: шифон, синтетика, парча, шелк, хлопок....

Длина: от пяти до ....(сколько диктует традиция драпировки, принятая в местности проживания).

Дизайн: вышивки бусинками, стразами, серебристые и золотистые нити, с каймой разной ширины и окраски - от красного до золотого, шитье золотом, рисунок в стиле "батик", орнаменты символами, растительные или геометрия, украшенное по всему полю сари, или только по краям, вышивка зеркальцами, пришивание к краям - канта под золото или люрексной бахромы.

Отличие от обычных, праздничных сари - обилие золотистых нитей и украшений. Оно может быть выткано в золотую полоску, или клетку с последующим нанесением дополнительных деталей. Чем их больше - тем лучше, считают в некоторых областях.

То же с дизайном блузки, она может быть "простой" - в цвет сари, золотой, из парчи и т. д... С вышивками и различными украшениями - например, такая же - как на сари, золотая бахрома по низу блузки, на ее рукавах.

Иногда свадебное сари представляет из себя настоящее произведение искусства, кропотливый труд нескольких умелых мастеров (чаще это - мужская работа, ткачество, и вышивка...). Так как невеста укрыта им с головой - такое сари только выигрывает в показе своих достоинств.

Но любое, даже очень скромное и недорогое сари - будет к лицу невесте, в этом можно не сомневаться.

В дополнение к сари на свадьбу одевается множество украшений из золота (очень редко - похожая на него подделка). Эти украшения переходят от матерей к дочерям, из поколения в поколения, дарятся многочисленными родственниками и друзьями, а также годами копятся "про запас". Иногда к свадьбе влезают в долги, или вкладывают несколько лет зарплату в приобретение всего необходимого.

Конечно, эти изделия могут быть хорошей или не очень хорошей пробы, в зависимости от возможностей семейного бюджета. Но все эти вещи по традиции - собственность женщины, "деньги на черный день", и лишить ее их - неблагородное дело. Бывает так, что больше у нее ничего нет, да и жизнь может оказаться нелегкой.

В Бенгалии невеста должна быть прекраснее всех, поэтому ее свадебное сари должно быть "роскошным" и "неповторимым", а по количеству ювелирных украшений невеста должна превосходить витрину ювелирного магазина!.... Наиболее популярны украшения в носу (в комплекте с серьгами) и тикли.

Семьи могут еще задолго до свадьбы точно договариваться о подарках и покупках для жениха и невесты.

В украшения для невесты обязательно входят свадебные стеклянные (не пластик и т.д.! так как замужние леди по традиции предпочитают именно - стеклянные) ритуальные браслеты, иногда вперемежку с золотыми. Смотрите главу - "браслеты". Их может быть очень много, они мелодично звенят при соприкосновении - чего Вы никогда не добьетесь от пластмассовых браслетов.

Руки невесты могут быть расписаны с обеих сторон ладоней хной - "мехенди", как и ступни. Но это не может помешать одеть на них кольца, или украшения - с пятью кольцами, соединенными цепочками и браслетом. Оно обязательно на двух руках, а не только на одной, если это свадебная церемония.

Браслеты на ноги - обычно это серебряные, "повседневные", или "праздничные", более широкие. Они имеют звенящие подвески, разнообразный дизайн и форму - переплетение "простое", "сложное", "спайку", "цепочку", "листики", "шарики", или цветную эмаль для окраски деталей...Золотые - встречаются значительно реже, к тому же они плохо сочетаются с популярными серебряными колечками на пальцах ног.

Такие колечки имеют обязательно "разъем" с тыльной стороны и зажимаются на пальце, чтобы колечко не соскользнуло при ходьбе. Есть специальные "замужние" кольца, обычно это "двойные". Простые гладкое кольцо на втором пальце (на обеих ногах, конечно). Колечки более сложные - с дизайном центральной части, цветочком, узором, звенящей подвеской, на втором и третьем пальцах ног; на трех пальцах, соединенные цепочкой между собой и другие ...ничего не говорят о семейном положении обладательницы.

Они могут быть из простого металла - крупные с цветной эмалью, с изображением павлина, круга с узорами, с резьбой и т. д... Проблема одна - если от ношения серебра - оно приобретает блеск, то простой металл теряет цвет, тускнет и может совсем почернеть, как бы Вы аккуратно его не носили.

Серебряные колечки не снимаются много дней, они не мешают сну и мытью в ванне, но вот с европейской закрытой обувью их носить очень неудобно. Тоже относится к ножным браслетам - которые могут натереть ногу, соприкасаясь с несовместимой обувью, либо вовсе потеряться - соскользнув с ноги, Вы и не сразу заметите. Это может случиться от разрыва звеньев или замка браслета....И если ваш браслет был не серийного производства, а индивидуальным изготовлением мастера, Вам придется долго ждать, пока сделают точно такой же.

"Мангаль-сутра", "тали", "свадебный шнур" - символ замужества. Во время свадебной церемонии жених надевает (повязывает) на шею невесты "свадебный шнур" и они обмениваются цветочными гирляндами. Поэтому эту вещь носят только замужние женщины. Так как это символ - он не дарится просто так, но вполне может заменить объяснение в любви.

Бывают очень изысканные и дорогие изделия, вполне в современном стиле - медальон или пластина с драгоценными камнями в виде подвески на цепочки... Простой желтый шнурок с центральной частью в виде чаши, или из соединенных двух чаш. Геометрическая подвеска с горизонтальной линией крепления и т. д. Видов очень много.

О том, что это знак замужества - прежде всего говорит то, к чему он крепится. Особенно потому, что иногда сама подвеска носится под краем сари - чтобы не мешать другому украшению на шее. Считается повседневным атрибутом.

Отличие от других украшений - сочетание черного и золотого цвета, например - черные бусины в золоте цепочки. Просто - черные или только золотые - сейчас не редкость.

Длина тоже разная, бусинки могут быть в два-три и больше рядов - особенно если короткие - "под шею". Подвески можно приобретать отдельно - когда крепления "съемные". Обычно это возможно - с золотыми изделиями. Недорогие - нанизываются или запаиваются, так что разбирать на части и заменять их детали гораздо сложнее.

На шею невесты может быть надето несколько различных украшений, кроме "мангаль-сутры". Вообще, свадьба - своеобразный "праздник изобилия". Показ благосостояния, престиж... Самое оригинальное украшение - гирлянда из денежных банкнот, аккуратно нанизанных на нить. Естественно, деньги от этого не теряют своей ценности и после празднеств идут в ход обычным путем.

Волосы невесты часто украшают живыми цветами, заплетают косу. Если нет своей - не считается дурным тоном добавить немного пышности специальными (искусственными или натуральными) волосами . Когда это не требуется, в косу вплетают украшение из трех черных шнурков (для удобства заплетания), оканчивающихся красивыми подвесками (кистями яркого цвета, бархатными шариками, под цвет сари и т. д.). Оно называется "поранди", бывает и повседневным, и праздничным. Удлиняет косу, за счет свисающих в самом конце заплетания, длинных шелковых кистей, остальная часть - практически незаметна в волосах, так как соответствует цвету волос. Коса и прямой пробор в волосах - очень старинная традиционная прическа хорошо воспитанных и скромных невест. Возможно, немного несовременная для нынешних крупных городов.

По старинной традиции, во время бракосочетания жених совершает обряд "окрашивания пробора" невесты (пробор должен быть прямым). Жених делает это "кумкумом" (красная киноварь в порошке или пасте, которую держат в нарядной коробочке и обычно используют для "бинди"). Чисто символически он может лишь чуть-чуть окрасить начало пробора.

С пробора невесты на лоб иногда свисает украшение в виде медальона на цепочке. Дизайн бывает разным: подвески, жемчужины, стразы. Форма - луны, солнца, ромба, узорная и другие... Держится за волосы маленьким крючком в конце цепочки, ровно лежит в проборе, никуда не смещаясь (этому иногда способствует обычная "невидимка").

Другой вариант: такое же украшение пробора, соединенное с цепочками идущими от него в обе стороны вдоль линии лба. Оно - цельное, часто используется для классических и народных танцев, в зависимости от дизайна.

Самое дорогое для южно-индийского стиля "бхарат-натьям" - материал - золото или сплав красно-желтой меди. Детали сложного крепления, отделка подвесок - жемчуг, прозрачные вкрапления белой и темно-красной эмали. Это - чаще всего изготовляется в комплекте с одинаковыми по дизайну украшениями: на пояс, шею, с серьгами и т. д.

"Народное" - украшено резными тяжелыми подвесками, камнями и

т. д....

"Простое" - недорогая бижутерия, очень легкая по весу и исполнению. Изготовлена путем штамповки. Лучше - использовать для детей или театральных постановок...

Серьги невесты могут быть очень большими и с дополнительной подвеской к волосам. Держат их крючки, зацепляясь за волосы, помимо застежки в ухе. Серьги имеют такое разнообразие видов, что описание их могло бы занять всю книгу. Прежде всего, желательно, чтобы на свадьбе они были заметной деталью костюма невесты. А в повседневной жизни - не мешали, так как на ночь серьги тоже не снимают, как делают это европейские женщины.

Если Вы видите индийскую женщину без сережек - значит, что-то случилось, или "эта кто-то" еще не успела привести себя в надлежащий порядок. Но это никак не относится к уважаемым дамам религиозного характера, обычно не любящим украшения.

В ортодоксальных традициях женщины и девушки носят серьги "джомка" (что и подходит для классического танца южных стилей), или "кольца". К кольцу может быть подвешена та же "джомка". Эта форма напоминает - колокольчик, для тех, кто этого не знает.

Символизирует хранящие врата храма. В буддисткой трактовке - священную ступу. В настоящее время смысл утрачен , а мода оттеснила их в сторону.

У меня сохранился совершенно уникальный вариант такой "джомки", но не в округлой форме, а в виде ацтекской "пирамиды" с гранями. И поскольку я всегда интересовалась Древними Расами и Великими Цивилизациями Прошлого - мне это о многом говорит. "Сари" - такой же артефакт.... Прикосновение к тайнам...

Нижний ободок традиционной "джомки" имеет подвески или жемчуг для выразительности на фоне темных волос. "Джомка" бывает очень многодетальной и многосложной, "ступенчатой", эмалевой, с серебром и накладными фрагментами. Но это все же не самый старинный вид сережек, первое место занимают вездесущие "кольца".

Колечко в носу невесты, обычно "свадебное" (золотое) или "театральное" (бижутерия) достаточно не маленького размера - с одной подвеской, без, или с множеством подвесок. Оно может быть - клипсой или натуральным. Не является обязательным украшением, сойдет и маленькая сережка в носу - желательно -не бижутерия. Иногда от него идет такая же цепочка (может, тоже с подвесками), которая крепится крючком к волосам над ухом (это очень близко к народным индийским традициям и Временам блистательных королей и королев.) Таким образом, кольцо не разворачивается поперек лица. Не правы те, кто считает это дикостью и варварством. А если это и варварство, то пусть оно станет - совершенством, особенно в эпоху "пирсинга" и возвращения к Древним Искусствам. Другое дело - что не всем оно идет, и не со всем сочетается.

Колечко "натх" с цепочкой, очень неплохо смотрится в сочетании с нанесенными красками или "кум-кум", над линией бровей - точками. Очень любимая мода бенгальских женщин, когда линия огибает внешний угол глаз и плавно заканчивается на скулах - "точки", "орнамент", "растительный узор", "цветы".

Современные комплекты для клеящихся "бинди" располагают целым набором клеевых, одноразовых "точек" над бровями, например - в виде "капель", или "звездочек", иногда со стразами, или дополнительным рисунком.

Сари на свадьбе иногда одевают с поясом, специальным, в старинном стиле. Пояс необязателен. Он может быть со стразами, эмалью, жемчугом, золотым или серебряным с различными подвесками. В повседневной жизни не применяется. Обычно это - старое наследие от бабушки или мамы.

Обувь - в основном церемония проходит без нее. Но в каком-то месте пути можно одеть подходящие сандалии, лучше - "чаппаль". Они не будут мешать кольцам и браслетам на ногах. "Чаппаль" имеет петельку для продевания большого пальца ноги, и минимум креплений, нога почти открыта. Очень удобно. Старинная незабываемая модель. Проверена в веках, людьми и богами, о чем свидетельствуют фрески и статуи Далекого Прошлого...

Сейчас и в Европу пришла мода на подобную обувь. Дизайн при этом может иметь множество вариаций, в них неизменна лишь одна характерная деталь - петелька, или ремешки плетения, одеваемые на большой палец ноги.


"НОУВАРИ" - САРИ МАХАРАШТРЫ

Имеют длину 12 ярдов. Одевается с большим количеством передних и задних складок, которые драпируют ноги так, что сзади они остаются открытыми до щиколоток.

При желании сари опускается чуть ниже и закрепляется на ногах специальными браслетами - "зажимами" в виде разрезанных колец. Но обычно это сари наоборот - носят повыше, чтобы не мешало работе.

Штат Махараштра расположен в зоне сильных муссонных дождей , это жаркий и влажный климат. "Ноувари" - самая удобная одежда для местных жителей.

Традиционно эти ткани из хлопка, или шелка, с тонкой линией золотистой каймы. Одноцветные: песочные, красные, зеленые и другие расцветки.

Практически единственный тип сари, который не носится европейцами. Сложно - одевать и сложно носить.


БЕНАРЕССКОЕ САРИ

Великолепное сари, традиционного рисунка по всему полю, с широкой каймой и красивым большим краем. Бенаресские сари бывают разных цветов: золотистого, красного, синего...В первую очередь является свадебным или праздничным. Очень дорогое, часто изготовленное на заказ, индивидуально.

По древней традиции используется один натуральный материал - шелк. Не бывает "бенаресского сари" из хлопка или синтетики, а так же из современного шифона. Это может оказаться любое другое сари - с "бенаресским" мотивом, или просто изготовленным в знаменитой "бенаресской традиции".

Бенаресское сари делается малыми партиями и тем не менее не залеживается на прилавках престижных салонов. Из-за хорошего качества оно передается из поколения в поколение, не выходит из моды, и не тускнеет со временем.

Шелк обычно используется плотный, непрозрачный узор - очень сложный, с множеством деталей, золотистыми, серебристыми нитями или выткан различными оттенками основного фона. Оно переливается, "играет в свете", хорошо лежит, не мнется. Может иметь матовый или глянцевый эффект поверхности. Обычно - стандартной длины. Кайму и край может украшать крупный узор, который роскошно выглядит, при любой драпировке.

На кайму некоторых сари, вышитых золотой "парчовой" нитью, уходит более чем 300 грамм золота!

Кроме традиционных красных ("праздничных", чаще других употребляемых) цветов, бывают необыкновенно стильные расцветки - индиго, лазурь, цвет морской волны, а также синий, переходящий в голубой. Эти переливы создают настоящее произведение искусства, а в движении это вовсе непередаваемо словом! Прибавьте к этому рисунок нитями, мерцание узорной каймы, интенсивность освещения....

Чтобы не загромождать искусную работу мастера, не стремитесь непременно сделать блузку с деталями узора сари. Лучше всего покажет истинную красоту бенаресского сари - обычная блузка в тон. Желательно из шелка, похожего на шелк сари, по плотности и фактуре ткани.

К бенаресскому сари лучше шить не слишком открытую блузку, умеренное декольте или более закрытое; не очень открытая спина и рукава ниже локтя - особенно идут этому классическому стилю.

Используйте иногда способ драпировки - "краем вперед" (смотрите главу "драпировки").Это значительно разнообразит внешность, и покажет присутствующим Ваше искусство умело и красиво одеваться.

Бенаресское сари когда-то делалось бенаресскими мастерами в священном древнем городе "Варанаси" - он же - Бенаресс. Это город слияния разных религий и традиций, город паломников к священным рекам и святыням....В нем до пор происходят праздники и ритуалы, на которые съезжаются просвещенные люди со всех концов Индии и других стран.

В основном бенаресские сари носят в особых торжественных случаях - на концертах, приемах, свадьбах, собираясь в гости... Оно редко пользуется успехом у молодежи, но любимо дамами серьезного возраста.

Старайтесь избегать этой солидной роскоши, если ваша фигура очень нуждается в похудении. Из-за полной "затканности" поля сари - оно сделает Вас еще тяжелее и обширнее в размерах....

"Бенаресские сари", как и "сари по-бенгальски" сочетаются с комплектами браслетов "через один" с массивными браслетами по бокам тонких браслетов, или просто с двумя массивными браслетами, лучше из серебра. Особенно, если сари цвета "индиго". При этом часы с руки лучше все же снять.


САРИ ЛАНКИ

Традиционная одежда острова, ставшего уже в две с лишним тысячи одним из центров торговли древних культур, близка к моделям ближайшего соседа - Тамилнада.

Ланкийские ткачи делали сари из шелка с золотой или серебряной нитью, легкие и воздушные, дополняемые украшениями из драгоценных камней и слоновой кости, которыми торговала Ланка.

В истории прославились Апурадхапура и Полоннарува - как древние столицы, центры искусства и мастерства. До сих пор в Петте ("зиатском" районе Коломбо - "черном городе") делают на заказ (чаще для Европы и Америки, а также для морского соседа - Австралии) стилизованные копии таких сари. Они - высокого качества, но как все изготовленные вручную произведения искусства дорого стоят и редко встречаются.

Сейчас наиболее распространены цветные, и даже сари "под батик", а также привозимые из Тамилнада южно-индийские сари.

Сари с острова можно встретить на Маврикии, в Саудовской Аравии и других арабских странах, где оно может быть использовано как просто материал... Несмотря на растущую популярность сари европеек, среди бюргеров (потомков смешанных браков голландцев и португальцев с тамилами и сингалами) распространен европейский стиль одежды.

Встречается и смесь стилей, иногда напоминающее слова русского путешественника седины 19-го века князя Алексея Салтыкова, сказанные о тогдашних "цивилизованных" сингалах - "Всякое смешение европейской одежды с индийской - безобразно и отличается отсутствием вкуса"...


НАРОДНЫЙ СТИЛЬ

В некоторых отдаленных областях Индии и на островах, местные жители носят сари без юбок, и даже без блузок. Чаще - это сари из хлопка, они легко обертывают особым способом драпировки - ноги, иногда оставляя их открытыми до колена. Это удобно для работы, особенно стоя в воде на рисовом поле. В край сари, переброшенный вперед, кладут нужные вещи, им привязывают спящего малыша - получается вполне удобная люлька на спине или на боку. Тем же краем можно накрыть голову от палящих лучей солнца, даже не укладывая сари традиционно на грудь - при этом блузка остается открытой. Тот же край складывают кольцом на голове - если нужно донести тяжелый сосуд с водой или другие тяжести. Такое кольцо не дает упасть ноше и приятнее для головы, чем жесткое дно кувшина или прутья корзины.

Если Вы не снимаетесь в кино и не работаете в театре, вряд ли Вам придется когда-нибудь носить сари "по крестьянски"... Но их еще носят женщины в деревнях, и прислуга, работающая в городских домах, а также просто бедные люди отдаленных кварталов.


КАК И ГДЕ ПОКУПАТЬ САРИ

Не следует соблазняться дешевой распродажей, "развалами" и базарами. Лучше купить одно хорошее сари - которое Вам понравилось, чем десять разных и дешевых. На базаре Вас скорее всего обманут и продадут плохую лежалую синтетику, которую Вы не проносите долго. Или она катастрофически расползется и полиняет после первой же стирки.

Плохой хлопок обладает теми же плохими свойствами. Никакие "бенаресские" и прочие достойные внимания сари, на базарах - не продаются. Хотя, можно найти неплохие по виду подделки, и если Вы вынуждены купить именно их - постарайтесь носить очень осторожно.

Стирать не слишком часто - и только в холодной воде, очень щадящим средством, или, если возможно - вовсе без них. Лучше - в "мягкой" воде (для этого добавьте немного соды).

Не сушите сари на солнце. Соблюдайте осторожность - если ткань линяет, вешайте ее в расправленном виде, но не растягивайте ткань - иначе она такой и останется. Некоторые сари гладить нельзя, лучше не рискуйте, повесьте в ванной комнате - когда там влажно от пара, есть шансы, что оно расправится.

Такие сари отличаются массовым производством и доступны по ценам - что немаловажно для тех, кто ограничен в средствах. Не все носят подобное, только определенные категории населения. Обычно они - цветные, иногда узор нанесен через трафарет и имеют некоторые дефекты окраски и т. д. Обычно на это не обращают никакого внимание, так как и стоит такое сари - недорого.

Качественные сари продаются в приличных магазинах, где не особо принято торговаться. Если, конечно, с Вами нет хорошего знакомого продавца, или лучше - хозяина магазина.

Эти сари имеют гарантию и делаются в хороших мастерских, обязательно - небольшими партиями. Дефекты и брак - не допускаются. Если принеся домой такое сари Вы разочаровались в чем-то, или что-то внесло сомнения в его качество - продавец охотно обменяет его на другое, или спокойно вернет Вам деньги. Также при покупке сари в магазине Вы можете рассчитывать на грамотную консультацию по стилю, и драпировке, Вам помогут сделать удачный выбор. У Вас останутся благоприятные впечатления от доброжелательных продавцов, знающих свое дело.

Сари также необходимо мерить как и любое европейское платье. Или хотя бы приложить его верхний край и посмотреть в зеркало.

Если Вы хотите определить цвет - лучше его рассматривать при натуральном дневном освещении. В большинстве магазинов установлены яркие лампы неонового cвета, при таком освещении теряются некоторые тона, выглядят светлее, более бледно, или наоборот, слишком ярко.

Попросите разрешения выйти на улицу или просто подойдите к открытому окну, чтобы точнее определиться с цветом. Обычно с этим желанием никто не спорит и не возражает. Потому что такая воспитанная леди вряд ли бросится бежать, не оплатив покупку.

Даже если Вы уже сделали свой выбор, не отказывайтесь взглянуть на другие предлагаемые сари, даже если нужно только одно - не спешите, и спокойно обдумайте свою покупку.

В приличном магазине Вам предложат присесть и выпить что-нибудь прохладительное за счет заведения, пока продавец будет искать и показывать Вам желаемое. Вы можете облегчить его поиск, если постараетесь объяснить (обрисовать, показать на пальцах и т. д) - что Вы хотите. Скорее всего, опытный продавец правильно поймет Вас, и если магазин имеет то, что Вы ищете, Вы это обязательно получите. Если нет - вполне возможно поговорить о заказе и быстрых сроках, или спросить совета - где есть шансы купить желаемое... Скорее всего, Ваш заказ пошлют в магазин своих родственников или друзей - предупредив по телефону о Вашем визите и запросе.

Даже если продавец магазина прекрасно понимает ваши финансовые ограничения - он не будет мешать Вам любоваться обилием его товара. Например - осмотру узоров и великолепия красок дорогих сари, разложенных на прилавке, по вашему желанию. Возможно, когда-нибудь Вы или ваши подруги придут сюда за покупками...А пока продавец будет также вежлив и предупредителен, даже если Вы ничего у него не купите.

Сари для особых случаев делаются в одном экземпляре, на заказ. Это такие как "свадебные", для выступлений, торжеств, приемов, на выход, в подарок....

Это может быть "эксклюзив", опытный образец именной мастерской, или одного мастера. Цена таких сари может быть очень высокой. Купить их можно в престижных салонах крупных центров.

Сари может быть вышито серебряной и золотой - настоящей нитью, или драгоценными камнями...


ЦВЕТА

Если Вы уже подошли к тому возрасту, когда огорчают морщинки и усталость - сари персикового цвета решит проблемы. Не обязательно - бледное! Можно - насыщенных "теплых" оттенков, или цветов "чайной розы".Но обязательно - не ярких, интенсивных оттенков. Все мягко желтые, розовые и оранжевые тона придают лицу свежесть, оптически разглаживают морщинки, оттеняют слишком бледную усталую кожу. Ваши глаза приобретут живой блеск от мягкого невидимого "ветового излучения" ткани вашего сари. Нюанс - светлые сари больше требуют ухода и содержания в чистоте. Если на цветном не заметны мятые или плохо уложенные складки, то на светлом все это сразу "бросится в глаза".

Великолепные изумрудно-зеленые цвета идут не всем, но они значительно "осветляют" слишком смуглую или темную кожу. Считается, что травяные цвета "бледнят" лицо. Будьте внимательны при подборе украшений, этот цвет требует деликатного подхода и не со всеми совместим.

Если у Вас был трудный день - не одевайте "прохладный" тон. Выберите - либо нейтральные, либо "теплые" цвета. Если все же хотите "что-нибудь зелененькое", попробуйте "салатовый", "нежная зелень", "бархатный изумрудный"...

Эти же цвета идут религиозным, деловым пожилым и молодым дамам. Интенсивные зеленые сари могут выглядеть по-королевски, только если Вы умеете себя соответственно "подать". В этом случае Вы выигрываете хотя бы тем, что становитесь заметны, не менее - как если бы оделись в ярко-красное праздничное сари.

Только - не "перегружайте" интенсивный цвет бижутерией. Пара хорошо сделанных серебряных браслетов вполне его украсит. Не бойтесь выглядеть "бедной", будьте подчеркнуто изысканной персоной.

Специально предназначенный для зеленого сари комплект украшений с зеленой эмалью или камнями (стазы, не важно - даже если это стекло) в "золоте" тоже годятся, если Вы желаете непременно быть с украшениями, а не без них. В комплект обычно входит - колье, браслет (может - два), колечко на палец. Вполне достаточно. Если Вы уже знакомы с чешской бижутерией "Яблонекс", нетрудно сориентироваться.

"Яблонекс" часто делает копии с известных драгоценностей, хранящихся в музеях мира, а так же занимается изготовлением изделий для показов моды, и на заказ. Мастера могут сделать прекрасную копию с Ваших собственных фамильных драгоценностей, и тогда не будет проблем с вечеринками и путешествиями.

Китайская массовая бижутерия - гораздо худшего качества. Следите, чтобы камни и прочие детали не были слишком громоздки и грубы. Это создает очень дурное впечатление.

Если есть возможность - лучший выход - серебро. Очень деликатный, ненавязчивый металл. Зеленый цвет его любит. Если у Вас весьма загорелая или просто темная кожа - решите, хочется ли Вам показаться более экзотичной? Если "да", добавьте немного пряного аромата духов.

Если Вы идете в театр, на прием или светскую вечеринку, то одним из лучших вариантов будет индийская маленькая сумочка прямоугольной формы с одним или несколькими отделениями внутри. Она напоминает визитку и может быть сделана из черного бархата и вышита специальной серебристой или золотой нитью, натуральными камнями и т. д.

Такая вещь желательна в вашем аксессуаров предметов для сари. Ее можно держать в руках или повесить на плечо - для этого у нее есть тонкий шелковый витой шнурок. Не носите эту аристократическую вещь с цветастыми - неоновыми сари. Под них лучше иметь - "сумку в цвет", иначе и сари, и сумка потеряют "вид".

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛА САРИ НА БЛУЗКУ

Цвета в основном красный, более редко, на Юге - зеленый.

На купленном сари может быть материал, предназначенный для блузки. Тонкая полоска поперек сари - место отреза, или другие знаки укажут на это дополнение. Если Вы "боретесь" за длину сари - не спешите отрезать этот материал.

Сначала намочите этот край, дайте просохнуть (ткань иногда сильно "садится"), и лишь потом кроите. Отрежьте от сари оставшиеся неровные края. Так как на блузку дается от 70 см до 1 метра, за счет индивидуального кроя Вы можете "выиграть" для сари - 10-20 лишних сантиметров, что уже лучше, чем просто выбросить лишний материал.

Если к сари не полагается ткань для блузки, ее можно подобрать в любом магазине тканей.

Если сари не имеет лишней длины, а Вам так хочется иметь блузку с такой же каймой - есть три способа это исправить:

1) от внутреннего края сари отрезать верхнюю кайму (если она имеется) для пришивания на два рукава, саму блузку сшить из отдельно подобранной ткани. Этот способ самый экономный, и требует минимум ткани от Вашего сари. На отрезанный край по желанию сделайте вставку подходящего цвета из ленты, все равно этот участок будет скрыт внутри драпировки;

2) выкроить два рукава от внутреннего края сари, один по верхнему краю, второй - по нижнему, при условии, что сари имеет одинаковую кайму и сверху и снизу. Остальная часть блузки шьется из другого материала ( смотрите главы "блузки", "ткани", "стили"). Можно из комбинированного материала;

3) такой же как и для сари с тканью для блузки. Можно рискнуть и уложиться в минимум - правильно расположив детали выкройки. Подходит тем, у кого стройная фигура, не требующая глубоких складок сари. Если ткань сари легко тянется и деформируется - будьте осторожны с этим кроем.

Найти: на kathak-lucknow.narod.ru на Народ.Ру на Яндексе
Web-design


 

 


АФИША

НАШ АДРЕС

ГОСТЕВАЯ КНИГА
ИСТОРИЯ СТИЛЯ КАТХАК
МАСТЕРА-ИСПОЛНИТЕЛИ КАТХАКА
МОЙ УЧИТЕЛЬ
ГОПТРИ ДЕВИ
КАТХАК В ДНЕПРОПЕТРОВСКЕ
МОЛОДЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ
ВЫСТУПЛЕНИЯ
ВИДЕОСЮЖЕТЫ
индийский костюм
вегетарианские кулинарные рецепты
Магазин - только для учеников
Учебник языка САНСКРИТ
Учебник языка ХИНДИ
Теория европейской и индийской музыки
Древнеиндийская поэзия на русском языке
ЛИТЕРАТУРА


 

 

 

 

 

Hosted by uCoz