План
проведения
занятий.
по
изучению
основ северо-индийского
классического
танца стиля
КАТХАК АВТОРСКАЯ
ПРОГРАММА
преподавателя
Лазаренко
Татьяны
Васильевны (с
использованием
аудиоматериалов
с разрешения
учителя
Ашвани
Нигама, и
оригинальных
текстов
учебного
курса
начального
обучения
Академии
танца КАТХАК
Бирджу
Махараджа
версии г.Лакхнау
Индия):
хореографическая
скоропись и
табличная
запись (права
защищены
ноябрь2001).
Данная
программа
составлена
для
предоставления
управленческому
аппарату
Дворцов
Культуры,
Центров
творческой
занятости
детей и
студенческой
молодежи и
других
культурных
учреждений.
При
использовании
без
присутствия
ссылки на
первоисточник
и
письменного
разрешения
автора вы
подвергнетесь
наказанию в
соответствии
с
действующим
Законодательством
Украины и
Законом о
соблюдении
авторских
прав.
Примечание.
Несколько
отличительных
особенностей
обучения
индийской
хореографии:
-
этикет
отношений
между
учителем и
учениками,
учениками в
группе,
танцевальный
костюм, все
это создает
неповторимую
творческую
атмосферу,
обязательную
для
плодотворных
занятий;
-
вначале
изучаются
базовые
движения, из
которых в
дальнейшем
составляются,
по особым
правилам,
хореографические
композиции;
-
на занятии
одновременно
должны
присутствовать
учащиеся 1-го 2-го года
обучения:
начинающие
имитируют
движения
старших, а те,
в свою
очередь
обязаны
повторять
изученное,
оттачивая
мастерство;
-
учащиеся 3-го
года
обучения и
старше
выделяются в
отдельную
группу, но
обязаны
участвовать
во всех
занятиях
младших
групп,
повторяя
изученный
материал.
№
|
1-й
год
обучения.
1-е
полугодие. Содержание
|
Кол-во
часов
|
1.
|
Знакомство
с индийским
классическим
балетом
КАТХАК, его
особенностями
и отличием
от других
стилей
индийского
классического
танца.
|
2
|
2.
|
Особенности
этикета и
правила
поведения
на занятиях.
|
1
|
3.
|
Начальные
сведения об
индийской
музыкальной
терминологии: -
понятие «ритм»
на Западе и
Востоке; -
индийская (хиндустани)
система
записи и
обозначения
ритма; -
ритм «ТИН
ТАЛ» (16 ударов: 4
такта по 4
удара); -
виды
скоростей; -
разновидности
способов
произведения
ритмичных
ударов
ногами «таткар».
|
1
|
4.
|
Работа
над
правильностью
практического
выполнения
ритмичных
ударов
ногами «таткар»
способом «всей
ступней» («САМАПАДА»)
в ритме ТИН
ТАЛ и
контролем
правильности
постановки
тела в
процессе
выполнения
этих
движений.
|
4
|
5.
|
Рассмотрение
основных
движений
руками,
присущих
школе
КАТХАКа г.Лакхнау
(Индия) и
схематических
способов их
обозначения: -
«рекха-хаста»
- движение по
линии (2
способа); -
«чакра-хаста»
- круговое
движение; -
«алинган-хаста»
-
горизонтальное
кольцо; -
«майур-хаста»
-
вертикальное
кольцо.
|
1
|
6.
|
Практическая
работа над
правильностью
выполнения
всех
рассмотренных
движений
рук
одновременно
с
выполнением
ритмичных
ударов
ногами «таткар»
способом «всей
ступней» («САМАПАДА»)
в ритме ТИН
ТАЛ на
скорости 2 удара в
сек. с
контролем
правильности
постановки
тела в
процессе
выполнения
этих
движений.
|
7
|
7.
|
Отработка
правильности
исполнения
ритмичных
ударов
ногами «таткар»
способом «всей
ступней» («САМАПАДА»)
в ритме ТИН
ТАЛ на
скорости 4 удара в
сек. без
движений
рук с
контролем
правильности
постановки
тела в
процессе
выполнения
этих
движений.
|
4
|
8.
|
Практическое
выполнение
всех
изученных
одновременно
с
выполнением
ритмичных
ударов
ногами «таткар»
способом «всей
ступней» («САМАПАДА»)
в ритме ТИН
ТАЛ на
скорости 4 удара в
сек. с
контролем
правильности
постановки
тела в
процессе
выполнения
этих
движений.
|
6
|
9.
|
Изучение
движения «миинд»
(хинди, «миррор»
англ., «зеркало»
русский) со
сменой
ведущей
руки и его
схематическое
изображение.
|
2
|
10.
|
Изучение
движения «дабл
миррор», его
схематическое
обозначение;
выполнение
со сменой
ведущей
руки
одновременно
с
выполнением
ритмичных
ударов
ногами «таткар»
способом «всей
ступней» («САМАПАДА»)
в ритме ТИН
ТАЛ на
скоростях 1
удар в сек. и
2
удара в сек.
с контролем
правильности
постановки
тела в
процессе
выполнения
этих
движений.
|
4
|
11.
|
Изучение
комбинации
движений: -
«рекха-чакра
хаста»; -
«рекха-майур
хаста»; Работа
над правильностью
исполнения
на скоростях
2
удара в сек.
и 4
удара в сек.
с контролем
правильности
постановки
тела в
процессе
выполнения
этих
движений.
|
4
|
12.
|
Ознакомление
с базовыми
хореографическими
техническими
композициями
«Базовыми
тукрами» («Basic
tukra») в ритме
ТИН ТАЛ - 7 шт.,
словами («Бол»)
обозначения
времени
действий,
схематическими
обозначениями
движений в
них, счет с
помощью рук.
|
2
|
13.
|
Работа
над
правильностью
исполнения
базовых
хореографических
технических
композиций «Базовые
тукры» («Basic
tukra») в
ритме ТИН
ТАЛ - 7 шт.
на скорости
2
удара в сек.
с контролем
правильности
постановки
тела в
процессе
выполнения
всех
движений.
|
10
|
14.
|
Работа
над
правильностью
исполнения
базовых
хореографических
технических
композиций «Базовые
тукры» («Basic
tukra») в
ритме ТИН
ТАЛ - 7 шт.
на скорости
4
удара в сек.
с контролем
правильности
постановки
тела в
процессе
выполнения
всех
движений.
|
4
|
15.
|
Ознакомление
с базовыми
хореографическими
техническими
композициями
«Базовыми
трижды
исполняемыми
тукрами» («Basic
chakkaraddar tukra») в ритме
ТИН ТАЛ - 3 шт.,
словами («Бол»)
обозначения
времени
действий,
схематическими
обозначениями
движений в
них, счет с
помощью рук.
Работа над
практическим
исполнением
на скорости
4
удара в сек.
с контролем
правильности
постановки
тела в
процессе
выполнения
всех
движений.
|
4
|
16.
|
Работа
над
увеличением
скорости
выполнения
ритмичных
ударов
ногами «таткар»
в ритме ТИН
ТАЛ. Изменения
способа «всей
ступней» («САМАПАДА»)
на способ «СМЕШАННЫЙ»,
включающий
в себя, кроме
удара всей
ступней (на 1),
одновременно
еще и удар
только
пяткой (на 2 и 3)
и
постановку
ноги на
пятку (на4).
Увеличение
скорости до 8
ударов в сек.
с контролем
правильности
постановки
тела в
процессе
выполнения
этих
движений.
Увеличение
времени
непрерывного
исполнения
до 10 мин.
|
2
|
17.
|
Выполнение
упражнений
для
развития
чувства
ритма и
техники ног
в ритме ТИН
ТАЛ на
скоростях
2 удара в
сек. и
4 удара в
сек. одновременно
с
запоминанием
цифр от 1-го
до 8-ми на
языке «хинди».
|
6
|
№
|
1-й
год
обучения. 2-е
полугодие.
|
Часы
|
18.
|
Обучение
искусству
наложения
сценического
грима и
применения
необходимых
аксессуаров
для точной
передачи
образа.
|
2
|
19.
|
Изучение
элементов
традиционной
индийской
вышивки,
ручной и
машинной,
изготовление
украшений
для
концертного
костюма.
Реставрация
готового
костюма.
|
6
|
20.
|
Работа
над
лирическими
танцевальными
композициями-гимнами
«Ганеша
стути» и «Шива
стути»: -
схематическое
обозначение
всех
движений; -
заучивание
стихотворной
формы; -
медленное
исполнение
без
музыкального
сопровождения; -
рассмотрение
сложных
моментов; -
работа над
точным
сопровождением
стихотворного
фрагмента
движением; -
исполнение
под музыку; -
оттачивание
мастерства
исполнения.
|
8
|
21.
|
Работа
над танцем «Кришна-вандана»
(положенным
на стихи
размера «АШТПАДИ»
неизвестного
автора
12 в.н.э.): -
прослушивание
фонограммы
и
ознакомление
с
содержанием; -
схематическое
обозначение
всех
элементов
танца; -
заучивание
стихотворной
формы; -
медленное
исполнение
без
музыкального
сопровождения
под
собственное
пение; -
рассмотрение
сложных
моментов; -
работа над
точным
сопровождением
стихотворного
фрагмента
движением; -
исполнение
танца под
музыку; -
оттачивание
мастерства
исполнения.
|
12
|
22.
|
Работа
над танцем «Молитвы
Миры» (на
стихи
известной
индийской
поэтессы
Миры-бай 14 в.н.э.): -
прослушивание
фонограммы
и
ознакомление
с
содержанием; -
схематическое
обозначение
всех
элементов
танца; -
заучивание
перевода
стихотворной
формы; -
повторение
за учителем
под музыку (и
одновременно
необходимый
счет) за
учителем до
полного
запоминания; -
рассмотрение
сложных
моментов; -
работа над
точным
сопровождением
стихотворного
фрагмента
движением; -
самостоятельное
исполнение
танца под
музыку; -
расстановка
эмоциональных
акцентов; -
оттачивание
мастерства
исполнения.
|
16
|
23.
|
Изучение
быстрых
ритмических
композиций
для ног,
построенных
в форме
цепочки - «ЛАРИ»
(«LARI»)
в ритме ТИН
ТАЛ – 2 шт. (№1 и №2): -
рассмотрение
отдельных
фрагментов; -
изучение
нового
способа
удара – «ребром
стопы»; -
счет на
пальцах с
произношением
слов
вариаций -«БОЛ»; -
исполнение
на скорости
2
удара в сек.
и 4
удара в сек.
с контролем
правильности
постановки
тела в
процессе
выполнения
всех
движений; -
максимальное
увеличение
постоянной
скорости
исполнения.
|
6
|
24.
|
Изучение
ритмичных
танцев-стихотворений
«Кавит» - 3шт.: -
изучение
правильного
произношения
и перевода
отдельных
слов и всего
стихотворения; -
заучивание
перевода
стихотворной
формы; -
заучивание
текста
наизусть; -
схематическое
обозначение
всех
элементов
танца; -
рассмотрение
сложных
моментов; -
расстановка
эмоциональных
акцентов; -
повторение
всех
составляющих
танец
движений
вместе с
произнесением
стихотворения
под
аккомпанемент
ритма за
учителем
до полного
запоминания; -
самостоятельное
исполнение
танца в
сопровождение
ритма; -
увеличение
скорости
безошибочного
исполнения
до
максимально
возможной; -
оттачивание
мастерства
исполнения.
|
20
|
25.
|
Изучение
ритмичного
танца-стихотворения
«Ганеша-вандана»
по схеме
изучения «Кавит»
(п.24). (Он, как и «Ганеша-стути»,
является
составляющей
быстрого
танца «Ганеша-вандана»,
изучаемого
на 4-ом году
обучения).
|
10
|
№
|
2-й
год
обучения.
1-е
полугодие.
|
Часы
|
1.
|
Знакомство
с
отличительными
особенностями
классического
индийского
балета
КАТХАК в
школах
Индии
городов
Джаяпура,
Лакхнау и
Бенареса.
|
1
|
2.
|
Изучение
фрагментов
из
древнеиндийского
«Трактата о
театральном
искусстве» («Натьяшастра»,
1-е в.н.э.): -
об
основных и
временных
чувствах-состояниях
(и их связи в
цветом); -
о
фиксированных
позициях
тела – «КАРАНАХ»; Изучение
фрагментов
о средствах
актерской
выразительности
(«Абхиная
Дарпана»). Изучение
фрагментов
из «Созерцания
священных
танцев» («Тиракутту
Дарпана») о
танцах Шивы,
Кали и
Кришны.
|
1
|
3.
|
Получение
дополнительных
сведений из
индийской
музыкальной
терминологии: -
последовательность
исполнения
танцевальных
композиций
КАТХАКА на
сольном
выступлении
артиста или
концерте
коллектива; -
типы
голосов
исполнителей
вокальных
партий; -
классификация
видов ритма
в индийской
музыке по
количеству
тактов в них; -
ритм «ДЖАП
ТАЛ», его
обозначения,
счет на
пальцах,
выполнение
в нем «ТАТКАР»; -
ритм «ДГАМАР
ТАЛ», его
обозначения,
счет на
пальцах,
выполнение
в нем «ТАТКАР»;
|
1
|
4.
|
Работа
над
правильностью
выполнения
всех
основных
движений
рук
одновременно
с
выполнением
ритмичных
ударов
ногами «таткар»
в ритме ТИН
ТАЛ
способом «СМЕШАННЫЙ»,
включающий
в себя, кроме
удара всей
ступней (на 1),
одновременно
еще и удар
только
пяткой (на 2 и 3)
и
постановку
ноги на
пятку (на4).
Увеличение
скорости до 8
ударов в сек.
с контролем
правильности
постановки
тела в
процессе
выполнения
этих
движений.
Увеличение
времени
непрерывного
исполнения
до 10 мин.
|
4
|
5.
|
Рассмотрение
и изучение
группы
хореографических
технических
композиций «Сада
тукра» («Sada
tukra») в ритме
ТИН ТАЛ - 8 шт.
Основная
схема
работы над
всеми
техническими
композициями: -
запоминание
наизусть
слов («Бол»)
для
обозначения
времени
выполнения
действий, -
схематическими
обозначениями
движений,
счет с
помощью рук; -
рассмотрение
каждого
элемента в
отдельности; -
выполнение
медленно
вместе с
учителем
одновременно
с
произнесением
текста
вслух до
полного
запоминания; -
выполнение
под
аккомпанемент
ритма ТИН
ТАЛ на
скоростях
от 4 ударов в
сек. до 8
ударов в сек.
вместе с
учителем
одновременно
с
произнесением
текста
вслух до
полного
запоминания; -
самостоятельное
безошибочное
исполнение
под
аккомпанемент
ритма ТИН
ТАЛ на
скоростях от
4 ударов в
сек. до 8
ударов в сек.
и более.
|
12
|
6.
|
Работа
над танцем «Дождливый
день» (на
сюжет о
грустящей
девушке из «Пуран») :-
прослушивание
фонограммы
и
ознакомление
с
содержанием; -
схематическое
обозначение
всех
элементов
танца; -
заучивание
перевода
стихотворной
формы; -
повторение
за учителем
под музыку (и
одновременно
необходимый
счет) за
учителем до
полного
запоминания; -
рассмотрение
сложных
моментов; -
работа над
точным
сопровождением
стихотворного
фрагмента
движением; -
самостоятельное
исполнение
танца под
музыку; -
расстановка
эмоциональных
акцентов; -
оттачивание
мастерства
исполнения.
|
12
|
7.
|
Рассмотрение
и изучение
группы
хореографических
технических
композиций
в ритме ТИН
ТАЛ «Сингал
дабл тукра» («Singal
double tukra», где
присутствует
увеличение
скорости в 2
раза) – 4 шт.,
«Сингал
дабл
чаккарадаар»
(«Singal double
chakkaraddar»,
повторяющаяся
3 раза) - 1 шт.
Схема
работы над
этими
техническими
композициями
приведена в
п.5 (для «Сада
тукр»).
|
8
|
8.
|
Работа
над танцем «Шива-Наттарадж»
(«Шива –
создатель
танца»),
который
содержит
рассказ-пантомиму
и чистый
технический
танец.
Стандартная
схема
работы над
танцем. Работа
над
лирической
частью: -
прослушивание
фонограммы
и
ознакомление
с
содержанием; -
схематическое
обозначение
всех
элементов
танца; -
заучивание
стихотворной
формы; -
заучивание
перевода
стихотворной
формы; -
медленное
исполнение
вместе с
учителем
без
музыкального
сопровождения
под
собственное
пение; -
работа над
точным
сопровождением
стихотворного
фрагмента
движением; -
рассмотрение
сложных
моментов; -
расстановка
эмоциональных
акцентов; Работа
над
технической
частью: -
запоминание
наизусть
слов («Бол»)
для
обозначения
времени
выполнения
действий, -
схематическими
обозначениями
движений,
счет с
помощью рук; -
рассмотрение
каждого
элемента в
отдельности; -
выполнение
медленно
вместе с
учителем
одновременно
с
произнесением
текста
вслух до
полного
запоминания; -
повторение
за учителем
под музыку (и
одновременно
необходимый
счет) за
учителем до
полного
запоминания; -
исполнение
вместе с
учителем
всего танца
под музыку; -
самостоятельное
исполнение
танца под
музыку; -
оттачивание
мастерства
исполнения.
|
18
|
9.
|
Рассмотрение
и изучение
группы
хореографических
технических
композиций
в ритме ТИН
ТАЛ «Дабл
тукра» («double
tukra»,
встречается
особая
расстановка
пауз) – 3 шт., на
скоростях
от 4
ударов в сек.
до 8
ударов в сек.
и более.
Схема
работы над
этими
техническими
композициями
приведена в
п.5 (для «Сада
тукр»).
|
3
|
10.
|
Выполнение
упражнений
для
развития
чувства
ритма и
техники ног
в ритме ТИН
ТАЛ на
скорости 8
ударов в сек.
и более,
одновременно
с
запоминанием
цифр от 1-го
до 16-ти на
языке «хинди». Выполнение
каждой из
ритмических
вариаций
упражнения
№1 в разных
скоростях (и
на
максимально
возможной)
непрерывно
в течение 10
мин.
|
4
|
№
|
2-й
год
обучения.
2-е
полугодие.
|
Часы
|
11.
|
Работа
над
безошибочным
исполнением
быстрых
ритмических
композиций
для ног в
ритме ТИН
ТАЛ - «Тихáй» («Tihay»)
– 12 шт. на
скоростях
от 4
ударов в сек.
до 8 ударов в
сек. и более.
|
8
|
12.
|
Рассмотрение
и изучение
группы
хореографических
технических
композиций
в ритме ТИН
ТАЛ «Натварú
тукра» («Natwari
tukra»,
встречается
особая
расстановка
пауз) – 4 шт., на
скоростях
от 4
ударов в сек.
до 8
ударов в сек.
и более.
Схема
работы над
этими
техническими
композициями
приведена в
п.5 (1-й год, 1-е
полугодие,
для «Сада
тукр»).
|
8
|
13.
|
Работа
над танцем-пантомимой
«Тýмри» («Thumri»,
о чувствах
девушки к
возлюбленному)
на стихи
Бирджу
Махараджа. -
прослушивание
фонограммы
и
ознакомление
с
содержанием; -
схематическое
обозначение
всех
элементов
танца; -
заучивание
перевода
стихотворной
формы; -
повторение
за учителем
всех форм
эмоциональных
состояний
до полного
запоминания; -
рассмотрение
сложных
моментов; -
повторение
под музыку
всех
перемещений
за учителем (с
его
пояснением
смысла
действий)
до полного
запоминания; -
работа над
точным
сопровождением
стихотворного
фрагмента
движением; -
расстановка
усиленных
эмоциональных
акцентов; -
самостоятельное
исполнение
танца под
музыку; -
оттачивание
мастерства
исполнения (возможен
авторский
показ
глубины
личных
переживаний).
|
16
|
14.
|
Рассмотрение
и изучение
группы
хореографических
технических
композиций
в ритме ТИН
ТАЛ «Тыда,
тыда тукра» («Tida,
tida tukra»,
с большим
количеством
поворотов,
двойными
поворотами)
– 9 шт., на
скоростях
от 4
ударов в сек.
до 8
ударов в сек.
и более.
Схема
работы над
этими
техническими
композициями
приведена в
п.5 (1-й год, 1-е
полугодие,
для «Сада
тукр»).
|
14
|
15.
|
Изучение
технической
ритмической
композиции «ЛЕЙ
БАНТ» («Lei
bant»),
ритмические
вариации
которой
легко
выполнимы
на большой
скорости.
|
6
|
16.
|
Работа
над
техническим
танцем «Тарана»
в ритме
ДГАМАР ТАЛ, в
одиночном и
парном
варианте.
Подготовка
к
концертному
показу
композиции.
|
20
|
17.
|
Изучение
быстрых
ритмических
композиций
для ног,
построенных
в форме
цепочки - «ЛАРИ»
(«LARI»)
в ритме ТИН
ТАЛ – 2 шт. (№3 и №4): -
рассмотрение
отдельных
фрагментов; -
изучение
нового
способа
удара – «ребром
стопы»; -
счет на
пальцах с
произношением
слов
вариаций -«БОЛ»; -
исполнение
на скорости
2
удара в сек.
и 4
удара в сек.
с контролем
правильности
постановки
тела в
процессе
выполнения
всех
движений; -
исполнение
на скорости 8 ударов в
сек. всех
Лари: №1, №2, №3 и
№4; -
максимальное
увеличение
постоянной
скорости
исполнения.
|
8
|
ПРОГРАММА
3-ГО ГОДА
ОБУЧЕНИЯ
Программа
повышенной
сложности
для тех, кто
сдал
экзаменационный
тест по всему
пройденному
материалу.
Предполагает
готовность
учащегося к
усвоению
материала на
твердой
базовой
основе (не
менее 2-х лет
обучения) с
наличием
определенных
навыков.
Учащийся
должен: -
уметь
безошибочно
исполнить
все ранее
изученные
технические
и лирические
хореографические
композиции и
знать их
содержание; -
уметь
выполнить
различные
ритмические
вариации на
скорости не
ниже 8
ударов в сек.; -
уметь
выполнить
пируэты
вокруг
вертикальной
оси в 1 оборот,
как
одиночные, на
скорости не
ниже 2 поворота в
сек., так и, на
месте не
менее 4-х, и по
сценическому
кругу не
менее 8-ми; -
уметь
выполнить
пируэты
вокруг
вертикальной
оси на 1.5, 2, 2.5 (желательно
3) оборота, на
скорости не
ниже 1 поворота в
сек., как
одиночные,
так и не менее
4-х подряд; -
уметь
изобразить
следующие
эмоции:
счастье,
радость,
восхищение,
влюбленность,
лукавство,
любопытство,
смущение,
удивление,
горе, печать,
тоску, обиду,
гнев,
гордость; -
различать в
индийских
музыкальных
произведениях
на слух
количество
ударов между
самым
сильным, и,
желательно,
количество
акцентированных
ударов;
№
|
3-й
год
обучения. 1-е
полугодие.
|
Часы
|
1.
|
Сравнительное
изучение
систем
записи
музыки
Запада и
Востока (теория
музыки): -
высота и
длительность
звука, паузы; -
знаки
альтерации; -
акценты и
знаки
передачи
эмоционального
состояния; -
запись
мелодии.
|
4
|
2.
|
Углубленное
изучение
индийской
музыки: -
2 системы:
карнатак и
хиндустани; -
система
тональностей; -
сводная
таблица
видов ритма; -
основные
мелодии,
сопровождающие
исполнение
технических
хореографических
композиций; -
практические
упражнения
по имитации
основных
видов ритма
на ударных
инструментах.
|
10
|
3.
|
Изучение
ритма ДЖАП
ТАЛ (2+3+2+3).
Выполнение
ритмичных
ударов
ногами «таткар»
способом «СМЕШАННЫЙ»,
включающий
в себя, кроме
удара всей
ступней (на 1),
одновременно
еще и удар
только
пяткой (на 2 и 3)
и
постановку
ноги на
пятку (на4). На
скорости до 8
ударов в сек.
с контролем
правильности
постановки
тела в
процессе
выполнения
этих
движений.
Время
непрерывного
исполнения
не менее 10
мин.
|
2
|
4.
|
Работа
над
исполнением
в ритме ДЖАП
ТАЛ
технических
композиций
для ног – «Чалан»
(в переводе – «Походка»)
– 5 шт. На
скорости до 8
ударов в сек.
с контролем
правильности
постановки
тела в
процессе
выполнения
этих
движений.
Время
непрерывного
исполнения
не менее 10
мин.
|
6
|
5.
|
Работа
над
исполнением
в ритме ДЖАП
ТАЛ
технических
композиций
для ног – «Тихай»
– 9 шт. На
скорости до 8
ударов в сек.
с контролем
правильности
постановки
тела в
процессе
выполнения
этих
движений.
Время
непрерывного
исполнения
не менее 10
мин.
|
6
|
6.
|
Рассмотрение
и изучение
группы
хореографических
технических
композиций
в ритме ДЖАП
ТАЛ «Тхат
тукра» («That
tukra») – 2 шт.,
на
скоростях
от 4 ударов в
сек. до 8
ударов в сек.
и более. (Схема
работы над
этими
техническими
композициями
приведена в
п.5 1-го
года
обучения, 1-е
полугодие,
для «Сада
тукр»).
|
4
|
7.
|
Рассмотрение
и изучение
группы
хореографических
технических
композиций
в ритме ДЖАП
ТАЛ «Амад
тукра» («Amad
tukra» - «Выход») – 2
шт., на
скоростях
от 4
ударов в сек.
до 8 ударов в
сек. и более.
(Схема
работы над
этими
техническими
композициями
приведена в
п.5 1-го
года
обучения, 1-е
полугодие,
для «Сада
тукр»).
|
4
|
8.
|
Рассмотрение
и изучение
группы
хореографических
технических
композиций
в ритме ДЖАП
ТАЛ «Тэзамад
тукра» («Tezamad
tukra») – 2 шт.,
на
скоростях
от 4 ударов в
сек. до 8
ударов в сек.
и более. (Схема
работы над
этими
техническими
композициями
приведена в
п.5 1-го
года
обучения, 1-е
полугодие,
для «Сада
тукр»).
|
6
|
9.
|
Рассмотрение
и изучение
группы
хореографических
технических
композиций
в ритме ДЖАП
ТАЛ «Натвари
тукра» («Natwari
tukra») – 2 шт.,
на
скоростях
от 4 ударов в
сек. до 8
ударов в сек.
и более. (Схема
работы над
этими
техническими
композициями
приведена в
п.5 1-го
года
обучения, 1-е
полугодие,
для «Сада
тукр»).
|
6
|
10.
|
Рассмотрение
и изучение
группы
хореографических
технических
композиций
в ритме ТИН
ТАЛ «Примлу
тукра» («Primlu
tukra», с большим
количеством
2-ных и 3-ных
поворотов) – 6
шт., на
скоростях
от 4
ударов в сек.
до 8
ударов в сек.
и более. (Схема
работы над
этими
техническими
композициями
приведена в
п.5 1-го
года
обучения, 1-е
полугодие,
для «Сада
тукр»).
|
16
|
№
|
3-й
год
обучения. 2-е
полугодие.
|
Часы
|
11.
|
Работа
над танцем «Ганеша-вандана»,
включающем
в себя ранее
изученные: «Ганеша-стути»,
ковиту «Ганеша»,
некоторые
тукры
Примлу и
другие в
ритме ТИН
ТАЛ. (Схема
работы над
объемным
танцем,
содержащим
пантомиму и
техническую
часть в п.8, 2-й
год
обучения, 1-е
полугодие
для танца «Шива-Наттарадж»)
|
20
|
12.
|
Рассмотрение
и изучение
группы
хореографических
технических
композиций
в ритме ТИН
ТАЛ «Тэзамад
тукра» («Tezamad
tukra») – 5 шт. и «Тэзамад
чаккарадаар
тукра» («Tezamad chakkaradaar tukra») – 1 шт., на
скоростях
от 4
ударов в сек.
до 8
ударов в сек.
и более. (Схема
работы над
этими
техническими
композициями
приведена в
п.5 1-го
года
обучения, 1-е
полугодие,
для «Сада
тукр»).
|
10
|
13.
|
Работа
над танцем «Ганана».
Подготовка
к
концертному
показу.
|
32
|
14.
|
Изучение
способа
удара «затакт»
в выделении
акцентов
ритмических
вариаций
видов ритма
ТИН ТАЛ и
ДЖАП ТАЛ.
|
6
|
15.
|
Практическая
работа над
аккомпаниментом
на
фортепиано
всех
технических
хореографических
композиций.
|
10
|
ПРОГРАММА
4-ГО ГОДА
ОБУЧЕНИЯ является
исключительно
индивидуальной.
Однако
рекомендуется
изучить и,
внеся
некоторые
изменения,
подготовить
следующие
композиции:
Тарана
Калавати,
Тарана рага
Малконс,
Паран, Тхумри
(личный
вариант).
Учащийся,
при всех
приобретенных
навыках,
обязан
проявлять
энтузиазм в
создании
собственных
авторских
постановочных
танцев на, как
классическую
индийскую
музыку для
танцев стиля
КАТХАК, так и
на различные
музыкальные
произведения
известнейших
индийских
музыкантов.
Преподаватель
помогает не
допустить
ошибочных
движений или
сочетаний
движений,
контролирует
расстановку
эмоциональных
акцентов,
рекомендует
выбор
концертного
костюма и
сценического
грима, а также
оказывает
поддержку в
организации
концертов.
Данная
программа
уникальна,
адаптирована
для
культурной
среды
Украины, и
возможно,
будет
подвергаться
доработке, в
процессе
получения
данных от
практического
применения в
процессе
подачи
учебного
материала.
Лазаренко Т.В.
|
|
|
|